Молодой миллионер.

История Аяза Шабутдинова, основателя холдинга Like
Аязу Шабутдинову нет еще и 25-ти, но он уже успел построить холдинг, который включает бизнесы, направленные на молодежную аудиторию: сеть хостелов Like, сеть уличных кофеен, туристические агентства, автошколу, IT-компанию, салон красоты. Как молодому человеку из российской глубинки удалось стать серийным предпринимателем?
В своем интервью молодой бизнесмен рассказал, с чего начинался его бизнес, откуда он брал идеи и какие планы поставил перед собой до конца года.
«Игрушечный» бизнес
Сколько себя помню, мне всегда нравилось придумывать что-то новое. Например, еще лет в 14, живя в поселке Куеда в Пермском крае, я открыл небольшой отдел розыгрышей в местном магазине. Идею для такого бизнес-проекта я подсмотрел в Перми, в нашем маленьком населенном пункте об этом вряд ли бы кто-то стал думать. А меня очень вдохновила сама идея. Помню, там был дверной звонок, который пуляет в человека краской, и прочие занятные вещички.
Три дня я, прогуливая школу, изучал товары, которые мог бы взять для продажи. Заказал их через интернет и начал реализовывать в одном из отделов местного розничного магазина.
Стартовый капитал попросил в долг у родителей, расплатился с ними уже недели через две. Мы делали бешеную наценку процентов в 150 — тогда это было возможным. Так проработали примерно год.
Потом понял, что мне «уже» 15 лет и пора начинать взрослую жизнь. Поставил родителей перед фактом — хочу переехать в Ижевск и там учиться в школе. Они поддержали мое решение.
И я решил: раз живу один, хочу зарабатывать на жизнь сам. Было понимание, что делать деньги можно на том, что у тебя хорошо получается. Поэтому я решил писать на заказ стихи для поздравлений. Перерыв кучу литературы, на бесплатном хостинге создал свой сайт и потратил 300 руб. на рекламу в «Яндексе». Клиентов было немало, и я зарабатывал достаточно. Было невероятное удовольствие от самого процесса: я обретал новые знания, занимался своеобразной электронной коммерцией. Дополнительно я подрабатывал, выступая в качестве ведущего мероприятий в родном поселке.
«Залайкать» все
Холдинг Like начал свою историю с Ижевска. Однажды я поехал по делам в Екатеринбург и остановился в мини-гостинице. Этот формат мне очень понравился.
В МАЕ 2013-ГО Я НАШЕЛ ИНВЕСТОРА, КОТОРЫЙ ДАЛ 100 000 РУБ. НА ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО ХОСТЕЛА. ПОЧТИ ВСЯ ЭТА СУММА БЫЛА ПОТРАЧЕНА НА АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ.
Мы сразу сняли просторную элитную квартиру и сделали акцент на сервис. Других денег у меня не было, поэтому задача состояла в том, чтобы быстро окупить расходы и начать зарабатывать. К нам сразу стали приходить клиенты, в основном по сарафанному радио. В Ижевске распространился слух о том, что появился хостел, в котором можно жить сутки по цене билета в кино.
Потом мы начали подключать дополнительные источники привлечения гостей. Например, сервисы по бронированию отелей — Booking. com, Ostrovok, Hоstels. com и др. Сначала все занимались всем, поэтому не могу сказать, что у нас изначально существовала система управления проектами. Предыдущий хостел, который открывали в Ижевске, закрылся незадолго до нашей инициативы создания Like-проектов. Мы не могли себе позволить повторить их провал. В Ижевске достаточно хороший поток приезжих, город активно развивается, и наш головной офис до сих пор находится здесь.
ПОНАЧАЛУ Я БРАЛ ДЕНЬГИ ПРЯМО ИЗ КАССЫ И МЧАЛСЯ ИЗ ИЖЕВСКА В КАЗАНЬ НА ВЗЯТОМ В КРЕДИТ CHEVROLET CRUZE, ЧТОБЫ ПРИВЕЗТИ ИЗ «ИКЕИ» КРОВАТИ, НА КОТОРЫХ УЖЕ СЕГОДНЯ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СПАТЬ ГОСТИ. ДЕНЕГ СИЛЬНО НЕ ХВАТАЛО, МЫ ТОЛЬКО И ДЕЛАЛИ, ЧТО РЕИНВЕСТИРОВАЛИ ВСЮ ПОЛУЧЕННУЮ ПРИБЫЛЬ В ХОСТЕЛ. НО УЖЕ ЗА ИЮНЬ МЫ ЗАРАБОТАЛИ ЧУТЬ БОЛЬШЕ 90 000 РУБ., А В ИЮЛЕ ВЫШЛИ НА ПРИБЫЛЬ.
Когда сеть хостелов выросла до более 50 мини-отелей, я стал приглядываться к другим нишам. Например, идея открыть кофейни возникла у меня давно, когда в России стала формироваться культура кофепития с друзьями. Но просто сидеть и общаться мне никогда не нравилось, и я понял, что как раз ниша напитков, которые можно взять с собой, у нас совсем не развита. А если этого нет, нужно менять ситуацию.
Каждым проектом мы создаем новую реальность. Есть даже одна занимательная история, связанная с открытием сети кофеен формата кофе с собой. Мы объединили усилия с Зуфаром Гариповым, моим нынешним партнером по проекту Coffee Like, который в то время планировал открыть собственный кофе-проект. Мы могли бы стать конкурентами, но стали партнерами. Я очень рад именно этому решению.
Потом появились туристические агентства (сейчас успешно работают уже более 20 филиалов — от Санкт-Петербурга до Улан-Удэ), IT-компания (обслуживает нужды холдинга), автошкола, салон красоты. Все наши проекты — для молодых, активных, ярких людей.
Что объединяет все наши бизнесы? Мы немного помешаны на клиентском сервисе и удобстве гостей, поэтому никогда не скупимся на помещение, подбираем очень интересные варианты с отличным ремонтом. Наверное, главный секрет наших проектов заключается в том, что мы делаем вещи, которыми пользуемся сами и которые готовы порекомендовать другим. Я регулярно посещаю различные заведения — для вдохновения, оценки клиентского сервиса и создания списка улучшений наших проектов. Например, когда мы открывали хостелы, я постоянно во время путешествий останавливался в гостиницах именно такого формата.
Создавая новую реальность
Для меня весь мир — это возможности. Так было всегда, поэтому я очень не люблю слово «конкурент». Оно подразумевает, что мы живем в мире с ограниченными ресурсами, поэтому нужно всеми силами пытаться отобрать у кого-то долю рынка, занять место под солнцем, растолкав всех вокруг. Но ведь мы делаем одно большое дело — развиваем нашу страну через свои проекты.
КОГДА МЫ НАЧАЛИ ОТКРЫВАТЬ ПЕРВЫЕ ХОСТЕЛЫ, ТО ДУМАЛИ НЕ О КОНКУРЕНТАХ, А О КЛИЕНТАХ, ПОЭТОМУ СКОНЦЕНТРИРОВАЛИСЬ НА КАЧЕСТВЕННОМ ПРОДУКТЕ, КОТОРЫЙ БУДЕТ РАДОВАТЬ НАШИХ ГОСТЕЙ. ТАКОЙ ЖЕ ФИЛОСОФИИ МЫ ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ БИЗНЕСАХ.
Деньги для нас — не самое главное, но мы умеем их считать. Так, инвестиции в хостел мы окупили практически в первый месяц. С остальными проектами то же самое.
Сейчас наша задача — до конца года выйти на 30 млн руб. чистой прибыли. Пока ежемесячная прибыль составляет около 4 млн руб., ее мы реинвестируем в проекты. Но у нас масса идей и людей, которые хотели бы с нами работать.
Основная моя задача до конца года — расширить линейку бизнесов до 15 единиц, сейчас их 8: сеть хостелов, кофейни, магазины подарков-впечатлений, туристические агентства, автошкола, автомойка, салон красоты, кулинарная студия, внутренняя IT-компания.

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *