Шины в крошку: бизнес на старых покрышках

Рустам Айзатуллин создал инновационное «зеленое» производство
Три года назад выпускник Академии МВД Рустам Айзатуллин пришел в нижегородский бизнес-инкубатор с идеей построить завод по переработке автомобильных покрышек. Летом 2013-го мини-завод «Амиго-Сервис» выпустил первую партию продукции — резиновую крошку. Однако Рустам останавливаться не собирается и намерен впервые в России организовать безотходную переработку отслуживших шин.
В чем новизна?
Рустам Айзатуллин с золотой медалью окончил школу, с красным дипломом — нижегородскую академию МВД. Но молодого человека тянуло в бизнес. А организовать собственное дело в сфере экологии — это если и не мечта детства, то желание юношества. Кроме того, Рустам уверен, что за проектами в сфере экологии будущее. «Так или иначе, мы следуем за Западом. Если у них сегодня 90% отходов перерабатывается в полезные продукты, то и мы к этому придем, — рассказывает Айзатуллин в интервью «Деловой среде». — И те компании, которые получат раньше всех ценный опыт, выиграют. Хочется быть в числе победителей».
Что ни год, то миллион
Первым «зеленым» бизнесом для начинающего предпринимателя стал проект утилизации битого стекла с Борского стекольного завода (БСЗ). «Утилизация — это звучит весьма громко. Вся наша деятельность фокусировалась на продаже битого стекла, которое образуется на БСЗ, на заводы по производству бутылок, — поясняет Рустам Айзатуллин. — Удалось просто наладить логистику». Одним из покупателей, в частности, стал турецкий Sisecam, чье подразделение по производству бутылок — ООО «Посуда» — расположено на территории Борского района. Таким образом, Айзатуллину удалось накопить кое-какие оборотные средства.
В 2011 году Рустам пришел в нижегородский инновационный бизнес-инкубатор с идеей построить завод по переработке отслуживших автомобильных покрышек. Защитив свой проект «Комплексная переработка б/у автомобильных шин и производство из отходов инновационной продукции», Айзатуллин стал резидентом бизнес-инкубатора Clever. Инноваций в проекте, по словам молодого предпринимателя, минимум две. «В мире существует две основные технологии переработки автопокрышек: механическая и переработка методом пиролиза. Это две самостоятельные технологии, требующие совершенствования, — говорит Айзатуллин. — Пока самая главная наша инновация — это линия переработки и ножи, используемые для измельчения покрышек в резиновую крошку. Из-за особенности технологии легковые автошины никто кроме нас в области не перерабатывает. Покрышки для легковых авто неинтересны переработчикам еще и потому, что в них мало резины».
Сейчас мощности «Амиго-Сервис» позволяют перерабатывать 150–200 кг старых покрышек в сутки
Рустам Айзатуллин производит резиновую крошку трех фракций. Ее используют в дорожном строительстве и автопроме, для просыпки футбольных полей, для изготовления бесшовных покрытий для детских и спортивных площадок. Пока резиновая крошка — это единственный продукт, который выпускает «Амиго-Сервис». В планах предпринимателя научиться утилизировать еще текстильное волокно и металлический корд, которые содержатся в покрышках (вследствие переработки шин образуется 65% чистой резиновой крошки, 25% металлического корда и 10% текстильного волокна), чтобы сделать производство абсолютно безотходным. Идея, как этого добиться, уже есть, и если удастся ее реализовать, то предприятие сможет существенно сэкономить на энергоресурсах. И это — безотходное производство с замкнутым циклом — вторая инновация «Амиго-Сервис».
Рустам Айзатуллин, «Амиго-Сервис»
«Текстиль уже брали на исследование ученые из Нижегородского архитектурно-строительного университета. Были получены положительные отзывы — из волокна можно изготавливать строительные блоки. Но необходимы дальнейшие исследования, которые стоят денег», — рассказал Айзатуллин.
В ближайших планах «Амиго-сервис» — запуск пиролизной установки, которая позволит перерабатывать содержащийся в покрышках металл. «В этом году, во второй половине, можно будет уже увидеть пиролизную установку. Мы уже подобрали базу, будем ее дорабатывать, — говорит предприниматель. — Попытаемся из пиролизного газа получить электричество. Наработки в этом направлении уже есть, нам помогает бизнес-инкубатор. Попутно на выходе получим печное топливо — сами себя отапливать будем».
Третий этап — запуск первой в России индукционной печи для переплавки имеющегося в шинах металлокорда уже в слитки высоколегированной стали.
При переработке шины образуется 65% чистой резиновой крошки, 25% металлического корда и 10% текстильного волокна
Из инкубатора в индустриальный парк
Изначально производственный комплекс был организован в Сормовском районе Нижнего Новгорода на арендуемых площадях. «Во время действия программы утилизации автотранспорта мы переработали десятки фур покрышек, — заявил Рустам Айзатуллин. — Нанимали машины и грузчиков, ездили по городу, собирали, что находили. С несанкционированных свалок вывозили покрышки грузовикамим. В частности, ликвидировали большую свалку на берегу Оки рядом с автозаводом».
ДЕНИС ЛАБУЗА, МИНИСТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Эта компания решает экологическую проблему, с которой борются во всем мире»
Сегодня инновационное предприятие «Амиго-сервис» располагается в промзоне Дзержинска, на территории индустриального парка «Ока-полимер». В прошлом году компания приобрела здесь в собственность помещение площадью 1300 кв. метров. «По программе поддержки предпринимательства нам удалось получить кредит на покупку нового цеха по ставке 12,25% годовых на пять лет. Это оказалось выгоднее, чем арендовать помещение в промзоне», — объяснил предприниматель.
Объем переработки линии составляет 150–200 кг старых покрышек в сутки. Площадь цеха позволяет поставить рядом еще одну аналогичную линию. В инфраструктуру производства за три года было вложено около 20 млн рублей. Часть затрат удалось компенсировать. «В конце 2013 года получили большой грант — 5 млн рублей, который позволил рассчитаться с долгами и приобрести автомобиль «Газель». И еще остались средства на развитие», — рассказывает Рустам Айзатуллин.
Агентство Нижегородской области по развитию системы гарантий для предпринимателей выдает микрозаймы под 9% годовых. Таких условий ни один банк не предлагает
Кстати, о том, что областное правительство оказывает поддержку начинающим предпринимателям, Рустам узнал случайно. Зато потом стал участвовать во всех программах — новости узнавал на сайтах правительства и министерства поддержки предпринимательства Нижегородской области. И материальная, и информационная поддержка оказались существенными. «В Нижегородской области есть Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства, — делится опытом Рустам Айзатуллин. — Первый раз мы обратились в агентство, когда столкнулись с проблемой нехватки залогового обеспечения, необходимого для получения кредита в банке. Программа предоставления поручительств — это реальная помощь для малого бизнеса. Еще один немаловажный момент — оперативность при оформлении документации. Также Агентство выдает микрозаймы. Мы получили уже три годовых кредита в размере 900 000 рублей под 9% годовых. Таких условий ни один банк не предлагает. Плюс гранты инновационным компаниям на возмещение затрат — то есть мы сначала приобрели оборудование, а после этого нам компенсировали 75% расходов».
Снизить цену за счет инноваций
В интернете Рустам нашел и объявление о наборе соискателей на президентскую программу подготовки управленческих кадров. Собрал документы и поступил. Не так давно Айзатуллин побывал по президентской программе в Германии, где ознакомился с тем, как там налажена переработка шин.
В Германии в цену нового колеса уже заложена стоимость ее утилизации. Продавцы часть своей выручки отчисляют государству — на переработку шин, а потом из этого фонда идут дотации переработчикам. В России такой практики нет. «С вступлением России в ВТО к нам в страну стала поступать резиновая крошка из Испании, Голландии, Израиля, Германии, других стран. Произошел обвал цен на эту продукцию с 14–19 рублей за один килограмм в 2012 году до 10–12 рублей сейчас, — сетует генеральный директор ООО «Нижегородский завод по переработке резинотехнических изделий» (г. Богородск) Михаил Зубков. — Стоимость привезенной крошки оказалась приблизительно равна себестоимости той, которую мы получаем. И конкурировать по цене с зарубежными производителями нам непросто.
Девальвация рубля на руку переработчикам шин: европейская резиновая крошка уже подорожала до 17 руб. за килограмм. «У нас есть шанс», — уверен Айзатуллин
В результате богородский завод оказался на грани остановки. Предприятие, которое только недавно провело модернизацию, приобретя немецкую технологическую линию, в конце 2013 года было вынуждено встать — пока, правда, только на ремонт.
Рустам Айзатуллин разделяет опасение коллеги, но настроен в целом более оптимистично. Во-первых, на «Амиго-Сервис» за счет использования энергоемкого оборудования удалось получить невысокую себестоимость 1 кг резиновой крошки — около 8 рублей. Кроме того, еще больше снизить себестоимость здесь панируют после того, как будет создан замкнутый цикл переработки.
На руку переработчикам сыграла и девальвация рубля к евро. «Я выяснял, сколько сейчас на европейских заводах стоит резиновая крошка. Она уже подорожала до 16–17 рублей за килограмм. У нас есть шанс», — не сдается Айзатуллин.
Пока — из-за низкой «зимней» цены — дзержинское предприятие работает на склад. Но в высокий сезон, летом, цена на крошку может выраст вдвое (в прошлом году она доходила до 23 рублей за килограмм). Айзатуллина манит столичный рынок, поскольку там планируется оборудовать травмобезопасными покрытиями все сходы в метро. Большие надежды на рост спроса он также связывает с предстоящим в 2018 году Чемпионатом мира по футболу. При обустройстве футбольных полей для просыпки потребуется очень много резиновой крошки. Еще один путь повышения доходности предприятия — удлинение производственной цепочки. Вложения в создание производства простых изделий из резиновой крошки невысоки, но это, по оценкам специалистов шинной компании «Кордиант», позволит увеличить рентабельность бизнеса в целом в 2–2,5 раза. Например, ООО «Нижегородский завод по переработке РТИ» продает резиновую крошку по 14–15 рублей за килограмм, а сделанную из нее плитку (1 кв. метр такого резинового пласта весит 28 кг) — уже по 1400 рубля за кв. метр. Эта плитка уходит на ура и приносит доход предприятию. «Амиго-Сервис» также планируют выпускать прорезиновые плитки и брусчатку из резиновой крошки. Но прежде Рустам Айзатуллин намерен инициировать в Нижегородской области программу строительства детских и спортивных площадок с травмобезопасным покрытием.

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *